КОМАНДА
СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КОМПАНИЯ, ЧТОБЫ СОТРУДНИКИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМИ? Мы задали этот вопрос психологу Татьяне Путятиной, которая помогает людям улучшить качество жизни.
Про мотивацию
Любое действие человека направлено на движение вверх по шкале эмоционального состояния. Нельзя мотивировать человека делать то, что будет снижать его настрой и интерес. Мотивацию нельзя создать, её можно только раскрыть. Это как автостоп: если вашим задачам по пути с потребностями личности, то вы какое-то время сможете путешествовать вместе.
Про состояние дефицита
Если потребности человека долго не удовлетворяются, то его организм уходит в энергосберегающий режим. Его ключевые задачи ㅡ сохранение энергии, её накопление (сон, еда) и обеспечение безопасности. В таком состоянии сложно создавать что-то новое и ставить цели. Чтобы помочь человеку в состоянии дефицита, нужно понять, какая из его потребностей долго была фрустрирована, и дать ему возможность ее удовлетворить. Но этот процесс очень долгий, и только в рамках офиса сделать это сложно.
Вместо того, чтобы это лечить, лучше такого не допускать. Есть такие корпоративные культуры, в которых принято выглядеть уставшим. На счастливого сотрудника, который уходит в 6 вечера домой, смотрят как на предателя. Это нездоровая культура стыда и вины, которая может быть эффективной только на короткой дистанции, но в перспективе приводит к выгоранию.
Есть такие корпоративные культуры, в которых принято выглядеть уставшим. На счастливого сотрудника, который уходит в 6 вечера домой, смотрят как на предателя.
Про устаревшие корпоративные модели
Сейчас стремительно растет количество людей, работающих на себя. Люди устали от потребления. Ради свободы и личного времени многие готовы даже на значительное снижение доходов. Люди осознали, что жизнь чертовски коротка, и за это время надо успеть много вещей. При этом большинство компаний не дает возможности сотрудникам работать удаленно или выбирать сокращенный график работы (30 часов в неделю).
Многие компании, несмотря на заявленную демократичность, резко усиливают контроль, когда появляются проблемы. Это происходит из-за того, что либеральный стиль управления заканчивается хаосом, а сотрудники не готовы к высокому уровню личной ответственности, которую предполагает организационная свобода.
Компании часто вкладывают в понятие Retention (удержание сотрудников. А если точнее что-то вроде менеджмента счастья) прежде всего увеселение, питание и формальные performance review. Однако это требует куда более системного подхода, с упором на обучение и развитие.
Компании, которые предоставляют полный соц.пакет, переживают кризис «плюшек». Причина проста: ресурс, который находится в избытке, обесценивается. Поэтому многочисленные блага, на которые уходит значительная часть бюджета, остаются невостребованными, а менеджмент, словно обиженный родитель, жалуется на неблагодарность подопечных. Когда вы формируете соц.пакет, подумайте, кого это действительно сделает счастливым. Не сравнивайте себя с другими компаниями, отличайтесь и привлекайте противоположным.
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ В ТВОЕМ ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ
Как сделать команду счастливее?
- Давайте сотрудниками больше возможностей проводить время с семьей. Судя по масштабным исследованиям (The Harvard Study of Adult Development), самая большая доля человеческого счастья приходится на социальные связи и отношения.
- Давайте возможности для удаленной работы.
- Устраивайте семейные праздники, дайте сотруднику возможность привести детей в офис и показать, чем он/она занимаются на работе.
- Скрупулезно подходите к найму сотрудников. Даже из-за одного тяжелого сотрудника можно потерять всю команду.
- Нанимайте счастливых людей, не нанимайте выгоревших. Ищите людей с профилем giver – счастливых, готовых отдавать свою энергию другим.
- Меньше празднуйте общепринятые даты, отмечайте индивидуальные победы команды.
- Определите сильные стороны сотрудников и дайте им возможность заниматься тем, что этим сторонам соответствует. Давайте задачи команде, в которых понятен результат.
- Счастье от единения с другими и совершения добрых дел более устойчиво, чем от гедонистических удовольствий. Развивайте программы социальной ответственности. Развивайте институт наставничества в команде.
Вкладывайтесь в развитие молодых талантов. - Создайте традицию в команде благодарить друг друга. KUDOS – культура благодарности. Например, сотрудник помогает другому, а тот в ответ отправляет ему записку благодарности, опуская ее в специальный ящик. Офис-менеджер вместе с посланием передает небольшой подарок тому, кого благодарят.
- Избегайте тесных open space, так как шум и маленькое личное пространство значительно снижают качество жизни любого человека. Если этого не изменить, продумайте зонирование и звукопоглощающие панели.
ТАТЬЯНА ПУТЯТИНА
Психолог, тренер, карьерный консультант. Консультирует клиентов по вопросам самоопределения, поиска своего дела и улучшения качества жизни.