БИЗНЕС

Хороший год:

упражнения для аудита и планирования

Любая цель без четкого плана рискует так и остаться просто записанной на бумаге. Чтобы достичь того, что вы запланировали, нужно правильно поставить цель, а потом разобраться, что именно может вас к ней приблизить. При этом важно не только смотреть в будущее, но и сделать ретроспективу ― понять, что в прошлом помогало вам достигать нужных результатов.

Иерархия целей

Если говорить о постановке целей для бизнеса, важно помнить, что первой определяется цель для всего проекта, а позже к ней добавляются операционные, маркетинговые, коммуникационные цели. Цели бизнеса, как правило, связаны с выручкой, объемом продаж или долей рынка, которую вы хотите получить. После того, как вы сформулировали главную цель, решите, что именно нужно сделать в маркетинге для того, чтобы бизнес добился запланированных результатов.

Чтобы было легче составить план на год, можно воспользоваться каскадом целей.
Суть техники в том, что к каждой цели вы добавляете подцель — условие, которого нужно добиться, чтобы всё получилось.

К примеру, ваша бизнес-цель — увеличить доход на 30% к концу 2022 года.

К этой цели вам понадобятся дополнительные, без которых изменения не произойдут. Это могут быть операционные цели (подключить CRM систему для учета клиентов или настроить интернет-магазин для увеличения продаж), маркетинговые цели (увеличить количество повторных клиентов), коммуникационные (настроить цепочку уведомлений о новых товарах) и так далее.

В итоге вы получаете развернутый план действий и понимание, какие условия нужно выполнить, чтобы добиться результата.

Занимаясь постановкой целей, важно соблюдать условие: они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и ограниченными во времени.

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ В ТВОЕМ ПОЧТОВОМ ЯЩИКЕ

Ретроспектива

Перед тем, как планировать следующий год, важно оценить, как прошел предыдущий. Запишите, что у вас получилось за последние 12 месяцев. Отметьте 5-10 событий, которые были особенно значимыми для вашего дела. Подумайте, как именно они помогли вам в достижении целей, какие действия и инструменты привели вас туда, где вы сейчас.

Вторая часть этого упражнения связана с тем, что у вас не получилось. Сюда относятся цели, которых вы не достигли, изменение планов, любые действия, которые не принесли нужных результатов. Для каждого события, которое вы записали, ответьте на вопросы:

Как это повлияло на год?
Стоит ли это исправить?
Можно ли ничего не предпринимать по этому поводу?
Были ли какие-то неожиданные плюсы от того, что что-то не удалось?

После этого можно сделать еще одно упражнение. Определите и запишите 3-4 вещи, которые вы и/или ваша команда должны начать делать, прекратить, сохранить или заново перезапустить. Посмотрите на то, что не приносит результата или отнимает слишком много времени, проанализируйте, что нужно начать делать, чтобы добиться целей, определите, что сейчас работает лучше всего, а что вы уже делали, но по каким-то причинам прекратили, а теперь хотите вернуть назад.

Планирование года

Сделав ретроспективу, переходите к планированию года. Для этого можно воспользоваться техникой GROW. Она помогает разобраться, что уже есть у вас и что еще понадобится, чтобы достичь цели, которую вы поставили.

GROW — это аббревиатура, где каждая буква обозначает определенный элемент.
Двигайтесь постепенно, отвечая на вопросы:

G — Goal — Главная цель. Определите, какая ваша главная цель.
R — Reality — Реальность. Проанализируйте, где вы сейчас и что мешает вам достичь этой цели.
O — Options — Опции. Что вы можете сделать? Какие у вас есть ресурсы, которые могут помочь достичь цели? Что можно изменить, чтобы достигнуть цели?
W — Will — Воля — Что именно вам нужно сделать? Какие ваши действия могут привести к желаемым результатам? Какая дисциплина для этого нужна?

Оценка ежедневных действий

Просто поставить цель — недостаточно. Очень важно постоянно сверяться с курсом и понимать, не отвлеклись ли вы на то, что не приносит результата. Пересматривайте свои списки дел и проверяйте, действительно ли вы занимаетесь тем, что важно.

Это способ начать приоритезировать задачи и делегировать работу, которая не ведет вас к нужному результату. Смотрите на списки ежедневных задач через призму цели, которой вы хотите добиться. Запланируйте больше тех действий, которые ведут вас в нужном направлении.

ЮЛИЯ МАЛЬКОВА

Маркетолог, специалист по коммуникациям, бренд-стратег. Основательница некоммерческой организации ProWomen By и  консалтингового проекта Botanika.